• Главная
  • История России
    • Хронология
    • Славяне
    • Рюриковичи
    • Смутное время
    • Романовы
    • Советская Россия
    • Российская Федерация
  • История от народа
    • Легенды и предания
    • Былины и сказки
    • Обряды и гадания
    • Мастерская
    • Здрава
  • Приложения
    • Исторические источники
    • Великие битвы
    • Библиотека
    • Видео по истории
    • Живопись
    • Музыка
    • Диафильмы
    • Софт и игры
  • Магазин
    • Книги
    • Софт и игры
  • Новости сайта
  • Партнеры
  • Контакт
    • Гостевая
    • Обратная связь



  • Славяне
  • Хронология событий
  • До славян
  • История славян
  • Язычество
  • Культура и быт
  • Армия и вооружение
  • Восточные славяне
  • Соседние племена
  • Древняя Русь
  • Славянские государства

ХОРВАТИЯ

Города в Венецианской Далмации

Славянский воин       В городах Адриатического побережья основу экономики составляла транзитная торговля: морская и сухопутная, в которой городское население принимало самое активное участие, правда, зачастую в качестве владельцев не товаров, а транспортных средств, т.е. морских судов.
      Крупнейшим центром торговли и мореходства был Дубровник. В XVI в. дубровницкая торговля достигла наивысшего подъема за всю историю существования республики, причем стоимость товаров, перевозимых дубровчанами, особенно возрастала в военное время (поскольку дубровницкий флаг считался нейтральным, в частности в 1570-1573 гг.). Дубровницкие корабли заходили в гавани Италии, Франции, Испании, Англии и Фландрии, а также Греции и Фракии, Эгейских островов, Александрии и Сирии; купцов-дубровчан можно было встретить в портах Италии и Испании, Лондона и Александрии.
      Однако с конца столетия наметились признаки регресса, вызванного усилившейся конкуренцией со стороны западноевропейских купцов, а также экономической политикой Венеции, претендовавшей на господство на море.
      Завладев в начале XV в. почти всеми далматинскими городами, республика стала ограничивать свободу их торговли: постановления, запрещавшие торговать где-либо, кроме гаваней самой республики (или даже только венецианской), издавались на протяжении всего ее существования, т.е. до конца XVIII в., что, безусловно, имело отрицательные последствия. Однако некоторые мероприятия венецианского правительства принесли и положительные плоды. Так, в конце XVI в. оно позаботилось о сооружении парома в Сплите, что значительно способствовало превращению города в важный пункт транзитной торговли, успешно конкурировавший с Дубровником. Тяжелый удар последнему нанесло также стихийное бедствие - страшное землетрясение 1667 г., ставшее рубежом в истории города.
      Что касается развития других неаграрных отраслей, то в далматинских городах высокого уровня достигли строительные ремесла - зодчество и судостроение. В Дубровнике ремесленники-судостроители занимали в отраслевой структуре третье место (вслед за текстильщиками и сапожниками). О развитии строительного дела свидетельствуют сохранившиеся доныне архитектурные памятники (например, монументальный собор XV в. в г. Шибеник, сочетающий в себе черты готического и ренессансного стилей). В целом, однако, для социальной структуры далматинских городов характерно преобладание купеческого элемента над ремесленным. Это обусловило неразвитость цеховой системы (профессиональные организации ремесленников существовали, но не носили монопольно-принудительного характера), что создавало объективные предпосылки для сравнительно раннего развития мануфактуры.

автор статьи Е.С. Макова



             



Год создания сайта «Русская история»