• Главная
  • История России
    • Хронология
    • Славяне
    • Рюриковичи
    • Смутное время
    • Романовы
    • Советская Россия
    • Российская Федерация
  • История от народа
    • Легенды и предания
    • Былины и сказки
    • Обряды и гадания
    • Мастерская
    • Здрава
  • Приложения
    • Исторические источники
    • Великие битвы
    • Библиотека
    • Видео по истории
    • Живопись
    • Музыка
    • Диафильмы
    • Софт и игры
  • Магазин
    • Книги
    • Софт и игры
  • Новости сайта
  • Партнеры
  • Контакт
    • Гостевая
    • Обратная связь



  • Общая информация
  • Хронология событий
  • Действующие лица
  • Стороны перед битвой
  • Армия и вооружение
  • Куликовская битва
  • Освобождение от ига
  • Как изучают битву
  • Исторические источники
  • Литература о битве
  • Дополнительно






КУЛИКОВСКАЯ БИТВА

Синодик павших на Куликовом поле.
Конец XIV в.

      Древнейший синодик — краткое перечисление имен павших на Куликовом поле — включен в пергаменный синодик главного храма русской митрополии — кремлевского Успенского собора. Начальные листы Успенского синодика относятся к концу XIV века, однако запись имен "избиенных от Мамая" была сделана позднее, вероятно, в 70-х годах XV века, во время подготовки стояния на Угре и свержения ордынского ига.
      Нет оснований сомневаться в том, что список павших на Куликовом поле, хотя известен и в сравнительно поздних рукописях (второй известный список героев битвы датируется 1490—1493 годами), восходит к записям конца XIV — начала XV века, которые были использованы при составлении краткой летописной повести 1408 года.

Избь[енных] от Мамаа

      Князю Феодору Белозерскому и сыну его Ивану, Костянтину Конановичю, убиенным от безбожнаго Мамая, веч[ная память].
      И в той же брани избиеным Симеону Михайловичу, Никуле Васильевичу, Тимофею Васильевичу Валуеву, Андрею Ивановичу Серкизову, Михаилу Ивановичу, Лву Ивановичу, Семену Мелику и всей дружине ихь, по благочестию скончавшихся за святыя церкви и за православную веру, веч[ная память].

Текст публикуется по рукописи, хранящейся в отделе рукописей Государственного Исторического музея (Синодальное собрание, № 667). Текст Успенского синодика впервые публиковался Н.И. Новиковым в 1788 году в "Древней Российской вивлиофике" (к сожалению, эта публикация неточна), а затем М.А. Салминой в 1966 году.
По поводу дополнений к древнейшей части синодика, куда включен список "избиенных от Мамая", существует мнение Г.Н. Моисеевой, датировавшей дополнения 20-ми годами XVI века. Однако почерк соответствующей статьи гораздо более архаичный и, по определению Л.М. Костюхиной, скорее относится к середине — второй половине XV века. В том же хронологическом пласте и, как кажется, тем же почерком вписано имя русского митрополита Филиппа (умер в 1473 году). Предварительно датируем старший список синодика "избиенных от Мамая" 70-ми годами XV века, не исключая возможности уточнить или изменить датировку после более тщательного анализа Успенского синодика в целом.
В 1490—1493 годах (дата установлена Б.М. Клоссом) Успенский синодик был скопирован для Волоколамского монастыря, и эта рукопись ныне хранится в Центральном государственном архиве древних актов (собрание Ф.Ф. Мазурина, фонд 196, опись 1, № 289). Волоколамский синодик включает первоначальный текст поминания, а в Успенском синодике, вероятно, в 20-х годах XVI века и, возможно, рукой митрополита Даниила было сделано дополнение: "Костянтину Конановичю" и другим (?) почерком приписано фамильное прозвище боярина Тимофея Васильевича ("Валуева").




Год создания сайта «Русская история»